История яхты Цементал. Зарождение армоцементного строительства яхт в Украине. Часть 2

Все эти истории мы слушали по дороге к яхт-клубу от его основателя и понемногу заражались идеями и приключениями путешественника.
Дойдя до клуба, в наше распоряжение попадали парусные лодки «оптимист», после легкого ремонта которых мы с необыкновенным энтузиазмом учились ходить под парусами, ловя легкие потоки ветра, периодически меняя галс…
Пару раз нам приходилось становиться участниками регат, правда, юнгами и на вспомогательных судах, но это никак не отражалось на нашем настроении. Целая неделя на судне, бывшем рыбаловецком сейнере «Байт», с ночёвками в разных городах и остановками на многочисленных необитаемых островах Днепра. Речная романтика, что ещё нужно для пацанов?!


Возвращаясь в клуб, мы продолжали принимать участие в строительстве армоцементной шхуны «Батьківщина», готовящейся к кругосветному путешествию. Признаться честно, помощники из нас были так себе. Мы то и дело убегали покататься на «оптимистах» или устраивали импровизированные соревнования на самодельных мини яхтах, сделанных собственноручно из пенопласта, где парусами нам служили аккуратно раскроенные целлофановые пакеты.
Так, спустя некоторое время, в 1991 году незаметно для нас, вместе с провозглашением независимости Украины «Батьківщина» была спущена на воду. Начались первые испытания, в ходе которых были устранены мелкие неполадки. Спустя некоторое время, появилась стойкая уверенность — шхуна готова к кругосветке.

Яхта Батькивщина
Шхуна Батьківщина

В 2000 году Дмитрий Львович организовывает кругосветную экспедицию под названием «Пусть мир узнает Украину!». В период с 2000 по 2004 годы шхуна «Батьківщина» преодолевает маршрут, соответствующий расстоянию в 1,5 длины экватора. Она побывала на четырех континентах, в 14 странах и 70-ти портах, в водах трех океанов, множества морей, пяти Великих озер на севере США, шести рек, включая величайшую Миссисипи, и восьми каналов. Это был длинный путь со штормами и штилями, переполненный приключениями и опасностями, с поломкой GPS и блужданиями по Атлантике…

Как-то в Турции у капитана «Батьківщини» спросили, что это за странный флаг развивается у него на мачте. Тогда команда сделала стенд с картой и краткой информацией об Украине: столица, количество населения, национальная валюта и, пришвартовываясь за рубежом в различных портах, выставляла его на палубе.

Когда «Батьківщина» достигла берегов США, известие об экспедиции появилось на первых страницах Los Angeles Times и The New York Times. Американцы удивлялись, как на таком судне можно переплыть океан.

К концу экспедиции финансовый запас команды исчерпался, шхуне «Батьківщина» требовался ремонт для возвращения на Родину.
Дмитрию Львовичу через посольство пришлось подать сигнал «SOS», но власти молчали. Тогда он обратился к лидеру влиятельной на то время политической партии с одноимённым названием. Получив очередной отказ, он принимает нелегкое решение оставить шхуну на чужбине и с командой возвращается домой…

А что касается яхты «Цементал», так с ней все в порядке, она в следующем году будет отмечать своё шестидесятилетие. Яхта базируется в Днепре и до сих пор на плаву, гостеприимно принимая на борт любителей речных прогулок.

яхта Цементал зима 2020
Яхта Цементал зимой 2020 года в городе Днепр

Примечание — в 1968 году братьям Бирюковичам Константину и Дмитрию удалось создать первую в СССР общественную спортивную организацию яхтсменов Киева — Киевский городской крейсерский яхт-клуб.

Автор: Олег Коваль, 2020

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *