История яхты Цементал. Зарождение армоцементного строительства яхт в Украине. Часть 1

История, о которой мало кому известно, для меня началась в 90-м году прошлого столетия со знакомства с киевским путешественником, одним из основателей Киевского городского крейсерского яхт-клуба, Бирюковичем Дмитрием Львовичем. Тогда мне, четырнадцатилетнему пацану, было невдомек, что рядом с нами вперёд по набережной от моста Патона к ещё недостроенному Южному мосту шагал человек — легенда, совершивший кругосветное путешествие на разработанной по авторской технологии и сконструированной собственноручно армоцементной шхуне «Батьківщина».

Капитан и создатель первой армоцементной яхты Цементал Дмитрий Бирюкович
Капитан и создатель первой армоцементной яхты Цементал Дмитрий Бирюкович

Харьковский массив в Киеве тогда ещё только начинал раcтраиваться, до открытия Южного моста оставалось чуть больше года, а о метро в том направлении можно было только мечтать. Поэтому единственным доступным для нас транспортом оставался трамвай, идущий от Красной площади до моста Патона, а дальше ещё пару километров пешком, как мы выражались «на пешкарусе», до крейсерского яхт-клуба. Всю дорогу я вместе со своим другом Серегой слушали увлекательные истории путешествий мореплавателя. Шагая быстрым шагом, человек небольшого роста, раскачивая в правой руке кожаный портфель, с неподдельным задором рассказывал нам о своих приключениях и новых разработках в яхтостроении. Тогда мы впервые узнали о существовании армоцементных яхт, материалом для которых служили железный армокаркас, цемент и песок. Казалось бы, как ЭТО может держаться на плаву?! Но яхта из вышеперечисленного материала не только хорошо держалась и вела себя на воде, она показывала хорошие результаты, выгодно отличающие её по характеристикам от деревянных собратьев.

Яхта Цементал в 2019 году
Яхта Цементал — наши дни. Лето 2019

Речь шла о первой в мире армоцементной яхте «Цементал», разработанной и сконструированной выпускником КИСИ Бирюковичем Дмитрием Львовичем в далеком 60 году. В 61 году яхта уже была спущена на воду, а в 62 было совершено первое путешествие с Киева до Херсона и обратно. За время навигации 61-62 годов яхта зарекомендовала себя как надежное и дешевое в обслуживании/ремонте средство передвижения по водному пространству. Было несколько случаев столкновения с различными судами, в том числе и с 600-тонной баржей, после чего яхта оказывалась неуязвимой, оставаясь абсолютно сухой в трюмах. Ремонт незначительных повреждений осуществлялся непосредственно на ходу в течение 15 минут находящимся на борту ремкомплектом: цементом и песком. В некоторых случаях для цементной смеси использовалась морская вода, что никоем образом не влияло на качество выполненного ремонта. Яхта пережила зимовку во льдах толщиной в 20 сантиметров, с хранящимися в ней парусами, что является недопустимым для яхт с деревянным корпусом, в которых находящаяся тканевая основа на борту за тот же период времени попросту отсыревает. Продолжение следует…

Первая армоцементная яхта, которую построили в Киеве
Парусная яхта Цементал — первая яхта построенная из армоцемента в 1960 году в Киеве

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *